Как чувствует себя автопром РК после «российской распродажи»

Как изменился рынок легковых автомобилей Казахстана и как внешние факторы на него влияют, рассказал в эксклюзивном интервью Forbes.kz Шалкар Нуртлеуов, главный эксперт по автоиндустрии PwC Казахстан

Шалкар Нуртлеуов.

F: Шалкар, как вы оцениваете текущее состояние экономики в Казахстане?

- В 2015 ожидается хоть и небольшой, но рост экономики (ВВП) Казахстана на уровне 0,8-1,8%. Переход к свободно плавающему курсу тенге, в результате которого произошла стремительная девальвация нацвалюты, - совокупный результат влияния нескольких внешних и внутренних факторов. В первое время волатильность курса национальной валюты в большей степени связана с неопределенностью на рынке; мы же в своих прогнозах основывались на более фундаментальные факторы. В наших прогнозах мы учитывали прогнозные данные по нескольким параметрам, включая стоимость нефти, курс российского рубля относительно доллара США, инфляцию и другие.

F: Что оказало наибольшее влияние на рынок легковых автомобилей в Казахстане?

- Автомобильный рынок Казахстана в значительной степени зависит от влияния макроэкономических и геополитических факторов. Августовская девальвация тенге000, безусловно, окажет свое негативное влияние на рынок легковых автомобилей в краткосрочной перспективе. Этот эффект мы сможем оценить лишь по прошествии некоторого времени. В то же время, с конца 2014 до середины 2015 казахстанский автомобильный рынок оказался под сильнейшим давлением «российского фактора». Девальвация рубля и отмена НДС в рамках ЕАЭС сделала товары в Российской Федерации значительно дешевле для потребителей из Казахстана. В условиях быстроменяющейся ситуации разница стоимости автомобилей в России и в Казахстане доходила до 50%, что значительно повлияло на продажи не только новых легковых автомобилей, но и на продажи на вторичном рынке. В результате продажи новых автомобилей официальными дилерами за первые 5 месяцев 2015 составили лишь 60% от показателя прошлого года. Более того, за 4 месяца 2015 импорт подержанных автомобилей составил более половины от всех продаж на вторичном рынке, что на порядок превышает показатели 2014.

F: Какие автомобили пользовались наибольшим спросом среди населения?

- Наиболее популярными марками на внутреннем рынке остаются автомобили марок Toyota, Lada, Volkswagen, Mercedes и другие. В тоже время, возраст 20% всех импортированных автомобилей – более 12 лет, что, в свою очередь, негативно отразилось на обновлении парка легковых автомобилей и на экологии Казахстана. Что касается импорта новых автомобилей из России, то здесь можно особенно выделить автомобили Hyundai, KIA и Nissan, которые вошли в пятерку наиболее популярных марок.

F: Автомобиль какой модели является самым популярным среди населения, так сказать, «народным автомобилем»?

- Тут необходимо четко определить, о каких автомобилях мы говорим. Показатели продаж через официальные и неофциальные каналы существенно различаются. Так, если наиболее популярным новым автомобилем из официального дилерского центра является Lada , то на «сером» рынке лидерство принадлежит Hyundai. На рынке же подержанных автомобилей все более или менее консервативно, и Toyota Camry является самой популярной моделью как на внутреннем рынке подержанных автомобилей, так и среди импортированных подержанных авто.

F: Какова ситуация с автомобилями отечественного производства?

- Безусловно, отечественная автомобильная промышленность, показывавшая стабильную динамику роста на протяжении нескольких последних лет, получила ощутимый удар в виде снижения продаж. Продажи автомобилей казахстанской сборки в количественном выражении в первом полугодии 2015 снизились на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2014. В то же время, запущенная правительством Казахстана в апреле 2015 программа льготного кредитования способствовала увеличению продаж авто отечественной сборки. В результате доля автомобилей казахстанской сборки в продажах официальных дилеров увеличилась до 30% по сравнению с 10-12% на начало 2015. В 2014 доля автомобилей казахстанской  сборки в среднем составляла пятую часть всех проданных новых автомобилей.

F: Как обстоят дела в регионах?

- Автомобильный рынок приграничных с Россией регионов Казахстана, конечно, существенно изменился. Тем не менее, Алматы и Астана остаются крупнейшими рынками Казахстана, где осуществляется продажа около 40% всех новых легковых автомобилей. Что касается предпочтений по брендам, то, несмотря на то, что Toyota и Lada остаются популярными, популярность других брендов отличается от региона к региону (в основном это связано с доступностью автомобилей для населения). В нашем обзоре есть своего рода паспорт каждого региона, где можно найти информацию касательно продаж новых и подержанных авто в разрезе бренда, моделей, доли и метода продаж, обеспеченности населения автомобилями и многое другое.

F: Насколько привлекателен автомобильный рынок для инвесторов?

- До последних событий, связанных с кризисом в России со всеми вытекающими последствиями, автомобильный рынок Казахстана развивался стремительными темпами, показывая рост как в количественном, так и в денежном выражениях. В Казахстане развивается собственное производство, увеличивается количество дилерских центров.

Казахстан имеет потенциал для развития автомобильного рынка, так как по таким показателям как количество автомобилей на душу населения, продажи новых автомобилей на душу населения и средний возраст автомобиля мы все еще отстаем от большинства развитых стран. Средний возраст легкового автомобиля в Казахстане составляет от 13 до 17 лет, тогда как, например, в Германии данный показатель составляет 8 лет. К слову, индекс привлекательности автомобильного рынка Казахстана, согласно Business Monitor International, составляет 53 балла и находится на уровне таких стран как Сингапур и Бразилия.

F: Вы будете продолжать изучать авторынок страны?

- В ходе подготовки аналитического обзора автомобильного рынка Казахстана мы постарались охватить всех участников рынка, официальных и неофициальных дилеров, дистрибьюторов, ассоциации, финансовые и государственные институты развития. Наш обзор не является разовым, в будущем мы планируем его выпуск на регулярной основе.

Более того, в конце октября мы планируем провести круглый стол (Forbes.kz является его эксклюзивным медиапартнёром), где будет сделана презентация основных итогов нашего исследования и обсуждены дальнейшие шаги развития автомобильного рынка и отрасли в целом.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

 

Статистика

11475
просмотра
 
 
Загрузка...